Ответственный по монастырям Гатчинской епархии принял участие в круглом столе: «Добродетель послушания в современных монастырях»

«Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» — такое название получил «круглый стол», открывшийся 2 июля в Новодевичьем монастыре. На нем председательствовал руководитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Работу секции «Послушание — дыхание монаха» открыл доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирения, кротость, мир, любовь)». Владыка отметил, что смирение и послушание должны переживаться как добродетели в аскетических трудах всякого монашествующего и христианина. Человек, наделенный свободой, стал несвободным из-за грехов, потому что ушел от послушания Богу. Преподобный Макарий Египетский говорил: душа человека после грехопадения обитает во вратах адовых. Гордость, несвобода, обращение к себе — последствия непослушания. Ветхозаветное человечество было неспособно привести себя ко спасению.
«Христос Богочеловек показал путь исполнения божественных заповедей прежде всего тем, что был послушен до смерти крестной, — напомнил владыка Исидор. — Спасение — синергия Бога и человека. При этом Господь не принуждает, а приглашает человека. Наше послушание — это свободный ответ любовью и доверием. Послушание на практике осуществляется через духовного отца. При этом последний не навязывает свою волю, а детоводительствует ко Христу. Последствие послушания — сердечная радость. И ничто так не способствует молитве, как послушание».

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий в докладе «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца» вспомнил святогорцев — старца схиархимандрита Макария (Сушкина) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцова), которые в XIX веке привели к расцвету русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Эта среда впоследствии воспитала преподобного Силуана Афонского. В записках отца Иеронима секретом расцвета и преуспеяния монашествующих называются строгое соблюдение общежительного устава, правильное исполнение духовного подвига. В основе послушания должно быть полное искреннее доверие духовному руководителю. Но предмет послушания — не духовный руководитель, а Христос, духовный руководитель — это образ Христа. Проверить, насколько правильно развивается духовная жизнь, можно по чувствам, которые испытываешь при встрече своего игумена или духовника. Если радость — преуспеваешь, если равнодушие — стоишь на месте, если злобу и раздражение — что-то с духовной жизнью не так.

Наместник Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) в докладе «Подчинение, повиновение, послушание» обратил внимание на то, что монах, слушающий только старших и без благоговения относящийся к равным себе и младшим, не исполняет послушания. Оно несовместимо с подавленностью духа. Ребенок получает развитие через активность. Родителям бывает от этого трудно. Так и монах — это живой человек со своим мнением, своими особенностями. Если человек, движимый человекоугодием, задавит в себе все желания, то придет лишь к бесплодному унынию. Отец Петр также остановился на таких аспектах истинного послушания, как целеустремленность, дерзновение, бодрость.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в докладе «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы: взаимосвязь» отметил, что святые отцы учат прежде всего послушанию Богу. Лучше всего послушание передается не поучением, а собственным примером и возможно лишь в атмосфере истинной любви между послушником и духовным отцом. И то, и другое есть живое движение души, ищущей Бога. Владыка процитировал истолкование цитаты из Евангелия «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) как говорящей о браке, когда речь идет о двоих, и о монастыре — когда о троих.

Игумения Анастасия (Мордмилловчи), настоятельница Казанского монастыря Калуги, завершила заседание докладом «Послушание — основной монашеский обет». У слушателей была возможность задать вопросы, поделиться размышлениями.

Оаботали секции «Что такое жизнь в послушании» (на примерах жития святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), и «Созидание жизни братства в духе послушания».

В обсуждении участвовали митрополит Почаевский Владимир, епископы Павлодарский и Экибастузский Варнава, Колыванский Павел.

Второй день работы, 3 июля, открыло выступление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, в котором отметил, что многие вопросы церковной жизни решаются сообща, с привлечением широкого круга участников. «Это говорит о том, что Церковь развивается, появляются новые средства коммуникации между верующими, которые следуют словам блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — разнообразие, и во всем — любовь», — сказал он.

На секции «Созидание жизни братства в духе послушания» прозвучал доклад председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата епископа Лидского и Сморгонского Порфирия «Послушание как монашеский обет: отречение и приобретение. Основные составляющие послушания: восприятие, осмысление, исполнение».

Настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Созидание жизни братства в духе послушания» остановилась на понятии верности Священному Преданию. В наше время можно услышать мнение, что жизнь по уставу не отвечает духу Евангелия. Между тем, устав — одна из форм Священного Предания. Божественное откровение хранится и распространяется посредством Священного Писания и Священного Предания, в последнем различают вероучение, опыт духовной жизни и благодатное освящение. Опыт духовной жизни, приобретенный подвижниками, фиксируется в монастырском уставе, поэтому он — одна из форм хранения Священного Предания. Устав формулирует способы подвижничества, имеет догматические основания, регулирует богослужебную, дисциплинарную формы подвижничества, относится как к отдельному человеку, так и обществу подвижников, являясь идеалом церковной жизни.

Настоятельница Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) в докладе «Враги» послушания — вопросы «А почему я?», «А зачем?», «А может, лучше по-другому?», «А если я не смогу?» и прочие» рассказала об источниках их происхождения и методах борьбы.

«Круглый стол» подготовили Синодальный отдел по монастырям и монашеству и комиссия Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В нем принимают участие 160 монашествующих из 65 епархий — архипастыри, наместники, игумены, игумении, насельники, сопровождающие. Гатчинскую епархию представлял ответственный по монастырям, благочинный Ямбургского округа иером. Пантелеимон (Вахрушев).

ИА «Вода живая»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *